Иконы Иисуса Христа
Иконы Иисуса Христа, общая характеристика
Наверное, нет более важного для христианина ориентира, чем действия и пример Божественного Учителя - Иисуса Христа. Спаситель - это Новая Скрижаль, Новый Закон, который был подарен всему человечеству через Бога-Отца. Поэтому не странно, что образ Иисуса Христа находится в центре христианского изобразительного искусства. Стремление осмыслить и описать Сына Божия руководило первыми мастерами, которые заложили основы иконописи.
Изображение Христа таким, каким мы видим его сегодня, сложилось в начале IV в. в Византии при императоре Константине Великом (306-337рр.), который покровительствовал христианство и перенес церковную столицу в Константинополь. А каноническое изображение Христа в человеческом образе было утверждено только в IX веке после завершения периода иконоборчества.
Однако первые изображения Спасителя появились еще во времена зарождения христианства в I в. в росписях катакомб: тогда молодая религия преследовалась, и верующие были вынуждены скрываться, и молились в подземных лабиринтах, стены которых украшали росписями на евангельские темы. В это время появились изображения Иисуса в виде Агнца или Рыбы (Ихтиос), в основу которых легли образы из Священного Писания или природы. Тогда сакральное искусство, полное символизма, использовало также и другие аллегорические изображения Христа в образе пеликана - птицы, которая, по преданию, кормит птенцов своей собственной плотью, что символизирует жертву. Метафорический образ дельфина, который нередко встречается в древних росписях, представляет буквальное толкование выражения о «спасении утопающих», в смысле спасения утопающих душ. Распространенным также было изображение Христа в виде Орфея (юноши со свирелью) и Доброго Пастыря, который несет на плечах овцу.
В годы иконоборчества символические изображения получили широкое распространение, поскольку они позволяли отдать дань Спасителю и избежать гонений. Впоследствии все аллегории и метафоры были поставлены под запрет и, к моменту раскола церкви, произошедшего в 1050 году, иконография Иисуса Христа оказалась сосредоточенной на его каноническом образе.
Представление о виде Сына Божьего были основаны на легендарных «прижизненных» изображениях и свидетельствах очевидцев - тех, кто собственными глазами видел Спасителя.
По преданию, первой иконой Христа стало нерукотворное изображение на плате (ткани), которым Сын Божий вытер лицо. Чудодейственный образ исцелил от проказы царя Осроены (Эдессы) Авгаря и, впоследствии, лег в основу обширной иконографии «Нерукотворного Спаса». Древнейшая же икона, дошедшая до наших дней, была написана в VI веке в технике энкаустики (письмо восковыми красками) и сохраняется сегодня в Синайском монастыре в Египте.
Символика изображения Иисуса Христа
Христос - Мессия, Учитель, Проводник и Судья. Поэтому фигура Христа всегда статическая, однако не грозная, а благосклонна: «... Тот, кто ко Мне придет, Я [никак] не откину» (Ин. 6:37).
Лик (лицо) Иисуса Христа иконописец рисует на человеческий облик, ибо Спаситель принял нашу природу. Светлость в лике и светлый нимб являют нам божественную сущность Иисуса Христа. Лик порой суров: Христос - судья мира, однако выражение лица должно быть также милосердным, потому что Спаситель является Человеколюбцем.
Круглый или продолговатый ореол света вокруг Христа на иконах Преображения, Сошествие в ад, Вознесение и в Христа - Пантократора называется мандорлой и символизирует присутствие неба, а также указывает на второй приход Христа в славе.
Божественная, царская власть Спасителя в иконах передается с помощью света.
Ребенок Иисус имеет лицо взрослого человека, особенно высокий лоб: символ Его вечной природы как Слова и Божьей мудрости.
Основа одежды Иисуса Христа, атрибуты и их символика
1. Нимб-символ Божественного света, Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Он на иконах Христа имеет еще и вписанный крест, внутри которого греческая надпись О W Н, который переводится как: Тот, кто Есть или Сущий.
2. ИС ХС, (Иисус Христос): сокращение имени Иисуса Христа, которые на греческом, церковнославянском и украинском языках тождественны.
3. На иконах Христа часто изображают с книгой в левой руке: это - святое Евангелие. Правой рукой Христос благословляет, пальцы сложены так, что прочитываются буквы ИС ХС - так же, как (смотря со стороны священнослужителя), благословляя верных складывают пальцы священники и епископы.
Евангелие может быть закрытым или открытым. Развернутая книга содержит заглавные буквы Альфа и Омега (Откр 1:8) или слова Христа «Придите ко Мне ...» (Мф. 11:28), «Я - свет миру» (Ин. 8:12) и другие цитаты из Евангелия...
Также книга может изображаться в виде свитка, но символически он означает то же самое - учение Христа с которым он пришел в наш мир.
4. Христос преимущественно одетый в хитон (нижнюю одежду в виде длинной рубашки) и гиматий (большой кусок ткани который одевался как плащ или накидка). Хитон рисуют золотым, белым, красным или пурпурным - краски божественности. На нем - ризы, символизирующие человечность, то есть синие или сине-зеленые ведь Христос - по природе Бог, который принял, «одел» человеческую природу.
5. На правом плече хитона размещен клав – нашивная вертикальная полоска, символ царской власти византийских императоров, в иконе - символ чистоты и совершенства земной природы Спасителя.
Различают следующие виды икон Иисуса Христа: Пантократор или, как его еще называют, Вседержитель, Спас в славе, Нерукотворный Образ, Христос Эммануил, Христос виноградная лоза ...
В общем, вся иконография Иисуса Христа наполнена символизмом и очень разнообразна.