Иконы Богородици (Божьей Матери)
Богородичные иконы, общая характеристика
Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, что свидетельствует о Ее значении для Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении , потому первые изображения Марии появляются в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов».
Образы Божьей Матери особенно близки христианскому народу, много из них чествуются как чудотворные. Широкое распространение иконы Божьей Матери получили после Ефесского собору (в 431 г.), на котором Церковь утвердила для Девы Марии именование «Богородица» (греч. Θεοτόκος).
Первые изображения Богоматери появляются в катакомбах II-III ст., хотя они еще далекие од канонических. Культ Богородицы как Заступницы сформировался в V в. А уже в VI-VII в. в христианском искусстве складывается канонический образ, принятый до наших дней .
В это время из Святой земли было привезено Ризу Богородицы и помещено в церкви во Влахерне. Ее привезла царица Пульхерия и построила для Нее отдельную каплицу. С этой ризой (мафорием) Божьей матери происходили процессии.
Большинство икон Богородицы изображают Марию с Малым Христом на руках. Чаще всего - это поясные изображения, но есть также иконы в полный рост и иконы до плеч. Богородицу также рисуют на троне как Царицу Небесную. Этот образ сформировался по аналогии и как парная икона к тронному образу Христа Панктократора (Вседержителя).
В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия - по преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» - земля Марии.
Но все же на Руси Богородицу чествовали особо. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери Руси. За десять веков христианской культуры написано множество гимнов Божией Матери и создана многочисленное количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, большое количество из них были свидетелями и участниками нашей истории. Яркий тому пример -Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Русь на протяжении всей ее истории.
Икона на Руси была и образом, к которому обращались с молитвой, и книгой, с помощью которой учились основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Большое количество икон в церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется дороже, ему открывается сердце.
И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубокий богословский смысл. Образы Богородицы оказываются одинаково близки как и простой неграмотной женщине, которая в любви своей к Матери Божьей принимает каждую Богородичную икону за самостоятельную личность, так и интеллектуалу-богослову, что видит даже в простейших канонических образах сложный подтекст.
Существует предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, о том, что он был художником, в Писании не сказано, к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону, называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего не водил.
Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона - Лиддской Божьей Матери - почитается до сих пор. В научном сообществе ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб - сцены Благовещения (катакомбы Присциллы II века) и сцены Рождества Христова (катакомбы святого Себастьяна III - IV веков). Но все это скорее протоиконы, первые иконы в смысле этого слова, как уже упоминалось, появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.
Символика изображение Богородицы
Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.
Большие глаза - признак глубокого молитвенного созерцания.
Малые и тонки уста - склонность к молчанию, покорности и медитации, символ человека, живущего только духовной жизнью. Длинный, прямой нос-признак красоты и достоинства в средиземноморских культурах. Хрупкая рука с удлиненными пальцами символизирует аскетизм и духовность.
Свет, особенно на ликах, не падает извне, как от лампы или от солнца. Светлость излучают сами лики. Правда, в разных иконах, фресках и мозаиках это «внутренний свет» передается по-разному.
Рука, указывает на Христа и отражает основную миссию Богородицы -приводить верных к Спасителю.
Богоматерь на иконах всегда скучает, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда полна душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно «направлять» к Христу, может нежно, прижимать Сына к себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божьему Ребенку и безропотно мирится с неизбежностью жертвы.
Строго определенная одежда Богородицы на иконах Божией Матери
1. Нимб Богородицы, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест. На нимбе в Христа надпись OW H-Тот, что есть, то есть Сущий.
2. Мафорий (с греч. - Накидка) - верхняя одежда замужних женщин. Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, которое приходит на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Традиционно мафории по краям декорирован золотым орнаментом и каймой из тороками. Мафорий рисуют красного или пурпурного цвета, символизирует страдания и божественность и указывает на царское положение Божией Матери, ведь Богородица- это человек, который первым удостоился великой милости и стал «участницей божественной природы».
Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе
3.Под мафорием одета туника. Это длинная рубашка с узкими рукавами. Туника традиционно сине-зеленого цвета, символизирующего чистоту, легкость, а также земное происхождение Богородицы. Эта рубашка традиционно декорируется золотым шитьем на манжетах и горловине.
4.Из-под мафория на голове Богородицы видно чепец. Он полностью прячет волосы. Чепец зеленовато-синего цвета, близок с туникой.
5. Нарукавники - деталь богослужебной одежды, в иконографии Божией Матери - символ службы всей Церкви в лице Богородицы Небесному архиерею - Христу.
6. Три звезды на голове и плечах Богородицы символизируют чистоту и непорочность Марии до, во время и после рождения Иисуса Христа.
7. Надпись MR OU - сокращение от Материи Бога, а ИС ХС - сокращенное имени Спасителя.
Иконы Божией Матери существуют в трех основных типах - "Умиление" (Елеуса), "Проводница" (Одигитрия) и та, что "Молится" (Оранта, Великая Панагия, Знамение) от которых пошли все другие варианты изображения Богородицы. Кроме того существует еще два других типа изображения Богородицы, которые встречаются значительно реже. На одном из них Пресвятая Богородица изображается в молитвенной позе без Младенца на руках. Такой вариант иконы Божьей Матери называют Деисусной иконой. В другом -- Матерь Божия может изображаться на троне в любом из трех основных типов.
Всего вариантов изображения Богородицы чрезвычайно много и часто четко отнести икону Матери Божией к тому или иному типу невозможно. Богородичная иконография есть даже полнее и разнообразнее, чем иконография Спасителя. Исследователи насчитывают более 400 наименований икон Богоматери.