Ангелы (Иконы Ангелов)
Иконография Ангелов
Ангелы - это невидимые, бессмертные, очень совершенные и чистые духи, которые имеют быстрый ум и свободную волю. Их число безмерно велико. Слово Ангел это греческое слово и значит: посланный вестник. Поэтому Ангелы - это Божьи посланники, вестники. Об их роли как посланцев Божиих есть много примеров в Ветхом и Новом Завете.
В основе «гармоничности» единства ангелов лежит иерархический принцип, о котором говорится в книге Дионисия Ареопагита "О Небесной иерархии". С нее и принялся в Церкви обычай делить всех Ангелов на три чина, по три в каждом, то есть девять ангельских чинов вместе:
- Серафимы, Херувимы и Престолы;
- Господства, Силы и Власти;
- Начала, Архангелы и Ангелы.
Святые Ангелы живут в мире невидимом, духовном. Многие из ангельских имен, ликов и чинов остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Почитание святых Ангелов Церковью Божией столь же древнее, как и сама Церковь.
Древнее христианское искусство в выражении ангелов держалось особой простоты. Принятое теперь изображение их в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями без тела, тогда не было известно. С V в. ангелов рисуют, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавом (клав – нашивная вертикальная полоска, символ царской власти византийских императоров, в иконе - символ чистоты). С VIII века уже видим ангелов с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда заканчиваются крестами. Начиная с XI в. в композициях литургического характера ангелы представлены как диаконы, что прислуживают Иисусу Христу. В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос - как Ангел Великого Совета. В позднесредневековый период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющий соединение ангелов под руководством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божьего Престола. В кон. XVII в. получает распространение образ ангела-хранителя.
Символика изображения ангелов
Изображение ангелов с какими-либо характерными признаками их иерархического положения - иерархии Дионисия Ареопагита- древняя церковь совсем не знала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству.
Так, например, Херувимов и Серафимов, конечно, изображают в виде головы и шести крупных крыльев, потому что это - бестелесные духи, находящиеся у Господа. Порой крылья херувимов и серафимов есть «многоглазыми».
Другие ангелы: изображены как светлые человеческие фигуры с умиротворенными задумчивыми ликами и с символическими крыльями, поскольку они являются божьими посланниками, которые могут появляться и исчезать. Три ангела, которых называют ветхозаветной Троицей, гостили у Авраама и Сары как трое мужчин, представляя Господа, причем они говорили, употребляя единственное число, у них троих был один голос (Быт. 18:1-33 Евр. 13:2)
Лики ангелов - красивые и светлые: это одна из их знаковых особенностей.
Символическое значение имеют одежды ангелов
Так лента в их волосах: символ чистоты и святости, потому что распущенные по плечам волосы символизируют телесную нечистоту. Свободно развевающиеся концы этой ленты- слухи, свидетельствуют о назначении ангелов -- слышать волю Божую.
В руках у них жезл, как символ их авторитета и миссии уполномоченных Божьих посланников, и сферы - прозрачные шары, с помощью которых ангелы, не смея созерцать Бога, созерцают Его отражение. На них обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Младенец Эммануил или Голгофский крест. Руки ангелов могут быть скрыты под одеждой: старинный символ готовности служить божественному царю Христу, ведь царским слугам было запрещено касаться их. Одна рука с ладонью открытой в сторону зрителя, чуть приподнятая: символ вразумления и предостережения.
Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. И хотя число Ангелов безмерно, но Архангелов только семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салатыил, Иегудиил, Варахиил. «Я –один от семи святых ангелов», - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту. Что до семи верховных архангелов, то каждый из них имеет свою природу и определенное назначение. У соответствии с этим изображать их могут по-разному.
Святой Архиcтратиг Михаил
В откровении святого Иоанна Богослова, Архангел Михаил изображается защитником христиан и победителем дракона. Он первый восстал против сатаны, когда этот противился Богу. Как верный служитель Божий святой Архистратиг Михаил был поставлен вождем и чиноначальником над всеми святыми ангелами. Поэтому и изображается он в воинственном виде, с копьем или пламенным мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю Небесному, а крест, которым заканчивается копье, дает знать что война с царством тьмы и победа над ним осуществляется во имя Креста Христова, происходит с помощью терпения, смирения и самоотверженности.
Архангел Гавриил
Второе место в ряду Архангелов принадлежит Гавриилу. Имя его означает силу Божию. Архангел Гавриил - носитель радостных вестей. Священнику Захарии он возвещает в храме о рождении Иоанна Крестителя, Марии в Назарете - о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Этот же Архангел был послан для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для оповещения Богородицы о Ее успении. Изображают его иногда с райской ветвью в руках, которая была принесена им Богоматери, а иногда, в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой - с зеркалом из яшмы. Рисуют его так потому, что судьбы Божии бывают скрытые до времени их выполнения и открываются только тем, кто неуклонно смотрят в зеркало слова Божия и своей совести.
Архангел Рафаил
Святой Архангел Рафаил, или помощь и исцеление Божие, так переводится имя третьего Архангела. В святом писании есть целая книга Товита посвящена Архангелу Рафаилу. Врач недугов человеческих, изображается держущим в левой руке сосуд с лекарственными средствами, а в правой - перо для помазывания ран.
Архангел Уриил
Согласно преданию церкви, святой архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. Он являетса просветителем темноты, неверующих и невежд, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий».
Он изображается с мечом в правой руке и с пламенем - в левой. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин.
Архангел Салафиил
Салафиил - имя которого в переводе с арамейского языка означает Ангел Молитвы, Молитва к Богу, или Молитвенник Божий. На иконах его рисуют со сложенными крестообразно друг на друга руками на груди в в молитвенной позе.
Архангел Иегудиил
Архангел Иегудиил - хвала Божия, тот, что славит Бога. Обязанность этого Архангела является поощрять к благам верных и защищать тех, кто трудится во славу Божию. Поэтому символично изображают Иегудиил с золотым венком в правой руке: это награда для каждого христианина, который работает во славу Творца, а в левой руке с бичом из трех черных шнурков с тремя концами, как наказание грешным за леность.
Архангел Варахиил
Имя этого ангела означает благословение Божие. Архангелу Варахиилу отведена роль раздатчика Божьих благ за добрые дела. Его изображают с множеством розовых цветов на одежде и полотенцем из цветов как символ Божьей Благодати.